Махабалипурам. Этот древний город был столицей некогда могущественного царства Паллавов. Он вынес испытание водой, временем, огнем. И устоял! Бессмертное искусство хранится в веках, открывая тайные знания лишь ищущим, способным воспринять всю глубину когда-то существующих древних цивилизаций со всей их культурой и самобытностью, пропитанной невиданной животворящей силой. В те далекие времена связь между людьми и Богами была очевидна и священна. Но эти тайны современным людям открываются не сразу. Вначале приходится продираться сквозь фильтры ума и социальных образов. Но, тем не менее, это стоит усилий. Ведь человек жив, пока существует связь с традициями, культурой, пока он чувствует сопричастность не только со своей, но и с культурой всего человечества. Ведь мы на планете единое целое. И без прошлого у нас нет будущего, нет чёткой опоры на незыблемые духовные ценности, а они для всего человечества одинаковы. Священное и мирское это две грани единого целого.
|
Я почти ничего не знала про это удивительное место. И само название небольшого южноиндийского городка Махабалипурам в моем сознании не ассоциировалось с чем-то выдающимся, чтобы удостоить его своим вниманием. Но получилось так, что во время нашего пребывания в многомиллионном шумном Ченнае, нам захотелось хоть на какое-то время окунуться в более спокойное и чистое пространство. И муж нашел великолепное решение, арендовав для нашей небольшой группы из шести человек автомобиль с водителем для поездки за город. Это была осень 2023 года.
С утра прошел тропический ливень. И пока мы ехали, нас всю дорогу сопровождали густые свинцово-серые облака. Моросящий осенний дождик (но вовсе не промозглый как в северных широтах) все-таки навевал тоску и уныние. И я уже начала сомневаться: стоило ли затевать экскурсию по такой погоде, тем более, что у некоторых участников нашей группы не было ни зонтиков, ни дождевиков.
Но стоило нам заехать в Махабалипурам, как настроение тут же сменилось радостным чувством, предвещавшим встречу с чем-то необыкновенным и загадочным. В тот самый момент, когда мы выходили из машины, я увидела на небосводе солнечный луч, который был направлен к одиноко стоящему на берегу океана храмовому сооружению. Несмотря на то, что до него было всего лишь метров триста, идти пешком нам не пришлось. У входа огороженной музейной территории нас ждал экскурсионный электромобиль. Улыбчивая женщина-водитель рассадила нас, и мы поехали навстречу новым приключениям.
Сам по себе Прибрежный храм Махабалипурама оказался небольшим по сравнению с теми, что мы до этого видели в Мадурае, Тричи, Танджавуре и других городах. К тому же он не блистал своей разноликостью и яркостью, чем славится большинство дравидских сооружений Южной Индии. Но в этом величественном и гордом храме было нечто завораживающее и таинственное. И я подумала, что не стоит судить о глубинном вот так впопыхах.
Вдруг, откуда не возьмись, в моих руках оказался огромный разноцветный зонт. Его дала мнеподержать, улыбающаяся индуска, чтобы интереснее вышло фото. Этот яркий зонт на фоне пасмурной дождливой погоды казался каким-то волшебным чудом, переключившим моё сознание совершенно в другую сторону. Я внезапно поняла, что в Индии – радость – это основа любого действия в каждый момент их жизни. Они умеют привносить радость и умиротворение в любой жизненный процесс. Находят выход из любых ситуаций.
Чем ближе мы приближались к колоннаде из расставленных по периметру быков Нанди, тем мое сердечко билось все чаще и чаще. И я понимала, что этот объект вовсе не из разряда обычных. В нем каждая деталь свидетельствовала о принадлежности к некогда развитой, но давно исчезнувшей цивилизации. На деле так оно и оказалось. Табличка неподалеку от храма информировала о том, кем и когда был сооружен храм. Из нее же мы узнали, что не только Прибрежный храм, но и целый ряд других достопримечательностей Махабалипурама занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в него уж просто так не попадают…
Полторы тысячи лет назад на этих землях начало утверждаться государство могущественной династии Паллавов. Ее состоятельные правители были поклонниками культуры и искусства. И всячески оказывали покровительство поэтам, музыкантам, танцорам, зодчим… Ну а строительство велось с большим размахом. Особенно при царе Нарасимхе Вармане Первом, который основал здесь первую скульптурную школу. Ее традиции живы и по сей день, в чем мы вскоре убедились, заглянув в несколько мастерских.
В былые времена Махабалипурам являлся главным и очень важным морским портом на всем Бенгальском побережье. Отсюда в далекие плавания уходили корабли, груженные разными товарами в чужеземные страны - Персию, Египет, Китай, Японию, неся весть о величии заморской страны.
Одним из первых европейцев воочию увидевший этот процветающий город был знаменитый Марко Поло. И первое, на что он обратил свой взор – вот этот Прибрежный храм. В то время рядом с ним стояли другие. А само место называлось «Семь пагод».
Куда же делись остальные?
Существует легенда, согласно которой город был настолько великолепным, что завистливые боги решили уничтожить это прекрасное творение рук человеческих. Они направили на него потоки морских вод. Город поглотили волны. Ну а люди, предупрежденные самим Шивой, заблаговременно покинули это место. На долгие годы оно было позабыто. Из сегодня из семи прибрежных пагод осталась только одна – именно та, что была перед нами.
Обойдя её со всех сторон, мы увидели, что и этому сооружению также пришлось немало выдержать за время своего существования. Но былая красота и величие не утеряно. Скорее наоборот - Прибрежный храм свидетельствовал о том, что настоящее искусство нетленно.
На территории комплекса и за его пределами до сих пор ведутся археологические раскопки. И учеными были обнаружены косвенные доказательства того, что грандиозный потоп действительно имел место. В 2002 году затонувшим городом заинтересовался английский писатель Грэм Хэнкок - автор книги «СЛЕДЫ БОГОВ». И в этой работе он приводит аргументы того, что в доисторические времена существовала загадочная высокоразвитая цивилизация Лемурия, которая обладала глубокими познаниями в математике, астрономии и архитектуре, искусстве… И дравиды являются её прямыми преемниками.
Осмотрев вместе с водолазами морское дно возле Махабалипурама, Хэнкок действительно обнаружил на глубине около 6 метров гранитные блоки, а также стены храмов и других сооружений. Исследователи предполагают, что это действительно остатки зданий и руинам на дне залива 9500 лет. Если это так, то мы имеем дело с цивилизацией, которая намного древнее хараппской.
Существует немало мифов, в которых упоминается загадочная Лемурия, погибшая во времена всемирного потопа. Она представляла собой гигантский участок суши, простирающийся к востоку от Африки до южной части Индии. А сам термин - «Лемурия» ввел в оборот зоолог Склэтер, доказывая, что лемуры и другие животные, обитающие в Африке, встречаются также и в Индии. Большая часть Лемурии ушла на дно Индийского океана. И только на ее окраинах сохранились обитатели этого континента и следы исчезнувшей древней цивилизации. Высокоразвитые лемурийцы принесли в Индию технологии, в том числе обработки камня.
В декабре 2004 г. на побережье Юго-Восточной Азии обрушилось мощное цунами, унесшее около 300 тыс. жизней и оставившее без крыши над головой более миллиона человек. Когда волны отступали, они открыли руины зданий и скульптуры двухметровых гранитных львов. Ну а местные жители вскоре после этого нашли на берегу скульптуру слона. Потом раскопками занялись профессионалы. Археологическая служба Индии организовала экспедицию, которая обследовала затонувший город. Результаты исследований были представлены на международном научном симпозиуме в Дели. Официальные ученые говорят, что возраст этих конструкций около 1500 лет. Однако нетрадиционные исследователи полагают, что они могли быть построены 6000 лет назад. Поэтому загадка Махабалипурама окончательное ещё не решена.
Прибрежный храм – это еще далеко не все, что есть ценного в Махабалипураме. Мы идем дальше.
И вот перед нами открывается великолепный храмовый комплекс «Панча ратха», что переводе на русский означает «Пять колесниц». Все, что мы здесь видим, посвящено героям древнеиндийского эпоса «Махабхарата» — пятерым братьям Пандавам и их жене Драупади.
Конечно, если ничего не знаешь о значимости этого места, то можно легко обесценить его. Не будет священного трепета от соприкосновения с величайшей жемчужиной индийской культуры.
Я видела, как случайные туристы, которых заманили сюда с помощью рекламы, равнодушно бродили между ратхами-колесницами и только оживлялись возле каменного слона натуральной величины. Ведь рядом с ним получаются выразительные селфи…
До этого момента я тоже не многое знала о Махабалипураме – всего лишь то, что публикуется в туристических проспектах. И внутри меня возникло непреодолимое желание узнать о нем как можно больше, а главное - обязательно вернуться снова.
Так оно и получилось. Ровно через год мы вновь отправились в Индию с новой группой друзей «Ауры». И начали наше путешествие именно с Махабалипурама. Неспроста он стал отправной точкой нашего большого путешествия по всей Южной Индии, являясь своеобразным ключом открытия целого пласта древней истории и культуры, ее космологии и сопричастности со всеми живыми знаниями об устройстве вселенной.
Остановившись в небольшой уютной гостинице, первым делом, мы пошли поздороваться с безбрежным океаном. В полумраке теплой индийской ночи, он оказался очень теплым и гостеприимным. Волны спокойствия и умиротворения мягко обволакивали и омывали наши ноги, унося всю усталость дороги. Мы в Индии! Эта мысль разлилась волной тепла и предвкушением радостных открытий.
Мы как следует отоспались после ночного перелета из Москвы в Ченнай и ранним утром следующего дня приступили к осмотру достопримечательностей. На этот раз я уже многое знала обо всем, что связано с этим удивительным местом: о том, кто такие братья Пандавы и почему у них была одна жена на пятерых, для чего строились колесницы-ратхи и многое-многое другое.
Проводя экскурсию, мне больше всего хотелось, чтобы люди прочувствовали сердцем все то, что они видят. Ведь мы зачастую полагаемся на ум, загружая в него информацию, которая не затрагивает сферу эмоций. И меня радовало, что люди в группе с восторгом воспринимают историю этих мест, а потому мы даже коснулись некоторых философских аспектов бытия, звучащих в пространстве.
Уникальность комплекса «Панча Радха» заключается в том, что все эти сооружения не строились в обычном понимании этого слова. Подобно скульптуре они вырубались из гигантской скалы. И весь этот огромный ансамбль храмового города представляет собой неразрывное целое с самой природой. Это еще одна особенность искусства древней Индии, все реликтовые и храмовые комплексы буквально вписаны в природные ландшафты. Это даёт понимание о единении человека и природы, о их неразрывной связи - как в материальном – внешнем, так и в энергетическом плане.
Ювелирная работа мастеров-резчиков сотворила непревзойденное чудо в камне. Совершенство отделки кажется невероятным. Находясь в этом великолепии, невольно погружаешься в мир легенд, священной Махабхараты. Все эти фигуры словно оживают на ваших глазах. И ты становишься не наблюдателем, а непосредственным участником этого мистического действия. Это ощущение создаёт отсутствие границы и абсолютная натуралистичность, которая прослеживается в архитектуре этого комплекса. Изображение различных эпизодов и сцен начинается от самого пола, оно как будто вписано в общую картину реального ландшафта, причем все герои сцен, также как и животные, выполнены в натуральную величину. Задумка автора гениальна! Мы как будто попали в пространство богов, изображенных в каменных скульптурах Махабалипурама. Можно часами сидеть здесь, медитируя и создавая в своем воображении фантастические образы. Но время торопит, надо идти дальше.
Направляемся к наскальному барельефу «Сошествие Ганги на Землю», высеченному в скальной породе. Подобной картины в камне вы вряд ли встретите где-то еще. И мы восхищены не только его размерами, но и величием творческого замысла. Эта работа древних мастеров — непревзойденное явление в мировом искусстве. Барельеф находится прямо под открытым небом. И его протяженность составляет 27 метров. Рядом с ним площадь для проведения массовых празднеств и ритуалов.
Вода в Индии - объект всеобщего поклонения. И к Ганге устремлены многочисленные фигуры живых существ изображенных на барельефе. Всю композицию освящает Шива, который принял воды на свою голову и она стекает вниз по его длинным волосам. Ганга по понятиям индусов берет свое начало в необъятных просторах Вселенной и могла бы разрушить все живое на Земле. Но благодаря Шиве, вода становится животворящей и целебной.
Во время большого праздника из расщелины в скале извергался настоящий водопад из специального резервуара, спрятанного от людских глаз. Вода ниспадала в пруд, украшенный цветками лотоса, где плавала живая рыба. Всё это освещалось различными источниками света и представляло поистине грандиозное событие – прикосновение к тайне бытия.
С обеих сторон каменного барельефа изображены преклоняющиеся перед Ганго1 фигуры богов, героев из Махабхараты, людей и целые семейства животных. Это о многом говорит. В индуизме нет однозначности. Это не религия и определённое верование, это образ жизни, отображающий суть и восприятие единых космических законов. Здесь нет двойственности. В наскальном рельефе чётко прослеживается условное разделение на правую и левую сторону, где сюжеты Махабхараты накладываются на образы Рамаяны.
А Ганга располагается по центру и имеет понятие «мирового столба» в религиоведении, что для меня является прямым материальным выражением энерго-информационной составляющей всего живого в этом мире. Она является связью людей и божеств, материального и духовного, связующим звеном всего сущего. Мастеру удалось отразить жизненную силу и динамику движения в этом чуде наскального рельефа. Все образы, расположенные по обе стороны от Ганги, тянутся к единому живительному источнику силы.
На мой взгляд, в этом образе великой Ганги зашифрован еще один символ, только он остается невидимый обычному глазу человека. Это образ космо-энергетического канала, спускающегося с небес на Землю и питающего духовную суть всех живых существ.
Поистине, связь мирского и божественного очевидна. И древние это знали. Это подтверждается архитектурными памятниками, сохранившимися и по сей день. Эта связь с Высшими Силами Вселенной создаёт вот такую гармонию и целостность архитектурного чуда, передающего «живые», истинные знания для всех цивилизаций сквозь столетия и века.
И так как индусы сохранили свои обряды и ритуальные действия от сотворения до наших дней, то во время проведения великих праздников, в том числе и Сошествия Ганги на землю, стирается граница во времени. И у всех участвующих, есть возможность прикоснуться к событиям, происходящим в начале сотворения мира. А индуистские храмовые города и комплексы являются не чем иным, как отражением Космоса, но об этом другая история.
Искусство обработки камня в Махабалипураме находится на высоте. И по сей день здесь много прекрасных мастеров, которые изготавливают статуэтки божеств, фигурки животных, выполненные с необычайным изяществом. И все это делается вручную с помощью примитивных инструментов.
Надо сказать, что спрос на эту уникальную продукцию огромный. Так, многотонные изделия охотно берут для храмов и дворцов из всей Индии. Покупают их ценители прекрасного и коллекционеры в зарубежных странах. Мы тоже решили приобрести небольшую композицию, выполненную в форме шара, как напоминание о еще одном «следе Богов», оставленным в окрестностях Махабалипурама – "Масляный шарик Кришны", называют его индусы.
Это неразгаданная тайна Махабалипурама — волшебная балансирующая скала, вопреки всем физическим законам. На первый взгляд ничего особенного: лежит себе на ровном каменном возвышении валун сферической формы. Так и кажется, что его можно легко раскачать руками и скатить вниз. Но не тут то было! Лежит этот шарик на этом месте тысячелетия. Некогда местный царь попробовал сдвинуть эту скалу с помощью 12 слонов. Она покачалась, но так и осталась на своем месте.
Как она появилась здесь эта громадина? До сих пор никто не знает. И это лишний раз напоминает нам о том, что законы материального мира вторичны, а первичны законы мира тонкого – Божественного. И тут можно верить, а можно нет, но Боги, видимо ведали о том, что последующие цивилизации будут скептиками и нужны будут видимые доказательства преобладания космических законов над материей.
Гуляя по окрестностям Махабалипурама мы то и дело натыкались на небольшие по своим размерам пещерные храмы. В них можно укрываться от палящих солнечных лучей и погружаться в размышления о том, что индуизм это не просто верование. Это образ жизни, который берёт своё начало в ведическом знании о мире и природе человека, их единстве и взаимодействии. О постоянном колесе жизни и смерти. О том, что именно архитектура отражает всю систему бытия древних культур и если мы хотим узнать о подробностях мировоззрения той или иной культуры, то именно в архитектуре мы можем увидеть их модель мироустройства. В скульптурах и образах Махабалипурама, как и во всей архитектуре южной Индии прослеживается понимание взаимодействия с энергией космоса древних цивилизаций.
Это отражается в изображении скульпторами богов и людей. Витальность присутствует повсюду. Их тела как будто наполнены праной, энергией. Это отражено в пластике, мягкости, тактильном ощущении живых, дышащих скульптур. А ведь в ведах даже написано о существовании космической энергии. Потому стиль архитектуры того времени полностью отражает смыслы мировоззрения и бытия. И вот это уже явно не миф. А реальность, в некоторой степени утерянная современными поколениями. Но колесо времени тем не менее продолжает свой ход. И это значит, что ничего не бывает утеряно навсегда. Всё возвращается в той или иной форме, продвигаясь по пути эволюции. Всему своё время.
Елена Романова
Чтобы быть в курсе новостей «Ауры», подпишитесь на информационный портал в Телеграм по этой ссылке-приглашению: https://t.me/auravolshebstva |
Приглашаем на семинары "АУРЫ"!С обновленным расписанием встреч друзей «Ауры» в горах, на море и в зарубежных поездках вы можете ознакомиться здесь |
Заявку можно прислать любым удобным способом в произвольной форме:По электронной почте на адрес: borisaura@mail.ru или на наши аккаунты в соцсетях: - в Одноклассниках, - ВКонтактеWhatsApp и Viber: +7(988)-737-71-28В заявке укажите: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Дата рождения; 3. Город проживания; 4. Электронная почта; 5. номер телефона для связи; 6. Укажите, на какой из семинаров хотите попасть. 7. Расскажите немного о себе, а также о том, что вы ожидаете получить на семинаре. |